Чем занять ребенка в будний
день?
Малыш окреп, подрос, стал
интересоваться окружающим миром и предпринимать первые попытки творчества.
Помочь ребенку развить его творческие способности и просто занять в течение дня
может любимая мама и несколько полезных советов.
Теперь, когда он стал совсем
взрослым и занятия у него соответствующие: зарядка, рисование, аппликация,
лепка, чтение.
В качестве зарядки
могут использоваться детские стишки, песенки или веселый счет, сочинить, который
не составит труда.
Например,
1, 2 – тянемся вверх, как
трава.
3, 4 – как рыбы, поплыли.
5,6 – пора присесть.
7,8 – качаются на ветру
верхушки сосен.
9,10 – попрыгаем все вместе.
10, 9 – время немного
побегать.
8, 7 – в лошадок
превратиться всем.
6, 5 – будем, как птички
летать.
4, 3 – змейкой по полу
ползи.
2, 1 - отдохнем и посидим.
Или просто просить ребенка
подражать определенным животным, растениям, показывать, как едет машина,
паровоз, велосипед, летят птицы и самолет.
Нетрадиционные способы
рисования.
«Это кто здесь наследил?»
Наверное, ваш ребенок
замечал, что его ботинки после улицы оставляют на полу грязные следы. Мама за
это не похвалит и по головке не погладит. А так интересно наблюдать, как твоя
ножка оставляет отпечаток на поверхности. Губкой намажьте ладошку или ступню
малыша, дайте ему несколько листов бумаги, чтобы он мог оставить следы любых
цветов. А пальцами можно нарисовать след собачки или кошки. Ставим отпечаток
большим пальцем – это подушечка, и три отпечатка мизинчиком, добавляем ноготки –
получается след кошки. Чтобы запечатлеть не только части тела, но и всего
ребенка, склеиваем старые обои, расстилаем их на полу. Малыш ложиться на
полотно, растопырив в разные стороны руки и ноги, а вы его обводите. Осталось
дорисовать глаза, уши, рот и нос. С этим он и сам справиться. А вы поможете
нарядить этого маленького человечка во что-нибудь симпатичное.
Трафареты и отпечатки.
Трафареты бывают двух
видов: фигуры и силуэты (квадрат, круг, треугольник, цветы, звезды, сердце,
бантик, фрукты, бабочки, самолет и машинка), которые можно сделать из плотной
бумаги, или картон с отверстием внутри. Второй вид позволяет избежать лишних
линий при обведении.
Ребенок может обвести
трафарет, дорисовать его, заштриховать прямыми, волнистыми, зигзагообразными
линиями. Или разукрасить его разноцветными брызгами с помощью зубной щетки.
Обмокните щетку в краску, обильно разведенную водой, положите трафарет на
бумагу, пальцем проведите по щетинкам, появятся первые брызги. Окрасьте все
пространство листа. А когда уберете картонную фигурку, увидите, что только в
одном месте осталась белая звезда или самолет.
Обводить можно также любые
предметы, которые попадаются под руку: детали конструктора, столовые приборы,
стаканы, ножницы, расческу и даже плюшевого медведя.
Еще один способ
разнообразить занятие рисованием – отпечатки. Нарисуйте фломастером
что-нибудь на ластике, например, цветок, прижмите его к листу бумаги. Ву-аля! На
картине появились цветы. Протираем поверхность ластика влажной рукой и наносим
новый рисунок. Очень простая и практичная печать. А если захотите сделать
большие и красочные изображения, вырежьте из губки разные формочки. Макаем их в
краску и оставляем отпечатки на бумаге. Сколько огромных желтых звезд засияло на
столе!
Интересно рисовать
отпечатками симметричные фигуры: бабочек, домик, елочку, вагоны поезда. Сложите
лист пополам. На одной стороне, ближе к линии сгиба, нарисуйте красками половину
бабочки. Попросите ребенка сложить листок так, как вы проделывали это раньше.
Раз, два, три – бабочка у нас внутри. Просто волшебство какое-то. И как приятно
слышать от вас малышу, что на это он способен сам.
Между двумя половинками
листа можно класть ниточку, предварительно обмокнув ее в краске. С ее помощью
нарисуйте узоры и зигзаги. Если положить ее так, чтобы концы выступали за
границы листа, ребенок будет дергать ее в разные стороны, создавая необычное
творенье. Процесс очень увлекательный, а результат непредсказуемый.
Раньше в продаже были
пластмассовые пеналы с выпуклыми картинками на крышке. Найдите дома что-то
подобное, например, магниты, пластмассовые коробки, подсвечники с сердечками.
Если положить на них лист бумаги и закрасить любым карандашом, рисунок проявится
на листе. Не требует особых усилий и умений. Это разнообразит ваше творчество и
развлечет малыша.
Мастера аппликации.
Цветная бумага, старые
журналы и газеты, фантики, открытки, фотографии, календари, фантики, арбузные и
другие семена, крупа манки и пшенки, яичная скорлупа, ракушки – все это
является хорошим материалом для творчества. Конечно же, не обойтись без клея и
ножниц. Многие мамы боятся давать ребенку острые предметы. И это вполне понятно.
Поэтому на начальном этапе можно орудовать руками, отрывая куски бумаги разной
формы, или вырезать вместе с ребенком: он держит ножницы, а вы придерживаете и
направляете бумагу.
Бумажная аппликация.
Начинать работу лучше всего
с простых деталей: солнышко, домик, облако, дорога. Для них потребуются простые
геометрические фигуры. Вырезаем круг и несколько тонких полосок, получается
солнышко, из квадрата и треугольника – домик, из овалов – облака. Покажите
ребенку цветную и белую стороны бумаги. Цветная нужна для украшения, а белая
рабочая, на нее с помощью трафаретов или линейки наносим детали будущего здания,
намазываем клей. Для работы с бумажной аппликацией лучше использовать
клей-карандаш, его ребенку удобнее держать, нет риска пролить или испачкаться.
Покажите, как намазать клей, аккуратно приложить деталь к листу и прогладить,
чтобы не осталось неровностей. Дети любят, когда на картинке есть открывающиеся
детали, например, окошки или ставни. Намажьте клеем два небольших
прямоугольника с одной стороны, наклейте на домик, и ставни готовы.
Старые журналы или
фотографии помогут заселить ваш дом. И тогда в окошке появиться чье-то сияющее
личико, возможно, там будет жить сам малыш.
Морские пейзажи и мозаика из
скорлупы.
Создать дома морской пейзаж
помогут обычная яичная скорлупа, манная крупа и высушенные семена. Тут не
обойтись без жидкого клея. Но малыш умеет орудовать кисточкой, поэтому ничего
страшного не произойдет, просто краска будет белая. Перед работой вам предстоит
проделать небольшую подготовительную работу: наклеить на основу синюю или
голубую бумагу, подкрасить желтой краской и высушить манную крупу. Теперь
можно приступать к изготовлению дна. Намажьте нижнюю часть листа, а потом, пока
не высох клей, посыпьте манную крупу. На морском дне появился песок. Украсить
его можно ракушками, если их нет, макаронами. Скажите ребенку, что еда – это не
игрушки, и вы возьмете совсем немножко, так как сегодня особый случай.
Нарисуйте контуры будущих
водорослей, цветов, рыб и животных причудливой формы. А малыш будет мазать
клеем, проведенные вами линии и выкладывать с вашей помощью семена арбуза,
дыни, тыквы. Великолепные кораллы изготовляются зубной пастой и крупной
поваренной солью. Выдавите пасту на основу в виде переплетающихся веточек,
посыпьте солью и дайте засохнуть. При прямом попадании солнечных лучей крупинки
будут искриться и блестеть, радуя глаз.
Если вы готовите яичницу, не
торопитесь выбрасывать скорлупу. Промойте ее, высушите, отчистите от пленки,
размельчите и покрасьте в разные цвета. Детали мозаики готовы. Рисуем узоры,
цветы, наносим на контуры клей и посыпаем скорлупой синего, желтого, красного
или зеленого цвета. Оригинально, красиво и интересно. Хоть сейчас на выставку.
Съедобные и несъедобные.
Дети обожают наблюдать за
работой взрослых, а еще больше они любят выполнять ее. Позвольте ребенку принять
участие в кулинарном искусстве. Замесите дрожжевое или песочное тесто.
Оно будет вместо пластилина на одном из занятий по лепке. Комментируйте
все свои действия: берем кусочек теста, размер зависит от размера шарика, кладем
на одну ладошку, а другой накрываем. Верхняя ладошка, словно делает круг на
нижней. Катаем шарики, большие и маленькие. Можно слепить снеговика. А если,
двигать верхнюю ладошку назад и вперед, получиться колбаска. На кого она похожа?
На змею. Ущипнешь шарик два раза, появились ушки, а из крошечного кусочка теста
получаться носик и глазки. Правда, интересно? С каждым новым движением животное,
словно оживает. А пока ваши вкусные друзья выпекаются, можно поиграть с куклами.
Смастерить их можно и самим. Самый простой вариант – куколка из носового
платка. В центр платка кладете вату, скручиваете и перевязываете шнурком.
Куски шнурка подрежьте до нужной длины, это руки воздушной куколки-танцовщицы.
Если ее взять за них и покрутить, ее юбка будет подлетать и подниматься. Голову
разукрасьте белой гуашью, подождите, пока подсохнет, а потом дорисуйте рот, нос
и глаза. А чтобы ей не было скучно одной, из старых капроновых чулок смастерите
медвежонка. Набейте ватой небольшие куски капрона, перевяжите их ниткой.
У вас должно получиться два больших шарика и шесть маленьких (для лап и ушей).
Если голову и тело можно связать друг с другом, то лапы и уши придется пришить,
здесь действуйте самостоятельно, без помощи ребенка. Он у вас еще маленький. А
вот с заданием покрасить и оживить медведя. Вполне справится.
Ох, и устали мы за день. И
лепили, и клеили, и рисовали, и зарядку делали. Пора отдохнуть и почитать. У
каждого ребенка есть своя, любимая. Как они любят читать о волшебных существах и
странах, верят, что все это существует. А ведь малыш прав, и он на самом деле
живет в волшебной стране и даже особая книга про это существует, которую
вы сделали вместе.
На десять - пятнадцать
листов картона, проделав сбоку дырки и соединив их с помощью ленточки, наклеили
фотографии малыша, его друзей и родных, интересные картинки из журналов и
сочинили волшебную историю, иллюстрирующую их.
Героев этой книги ждут
разные приключения, а что с ними произойдет в следующий раз, решать только вам.